В.Е. Соболев, кандидат ветеринарных наук,
НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека ФМБА России (Санкт-Петербург)

Урологические заболевания крупного и мелкого рогатого скота, несмотря на относительно небольшой удельный вес в структуре патологии внутренних органов животных этих видов, играют определенную роль в снижении их продуктивных и хозяйственных качеств и в этой связи представляют интерес не только для исследователей, но и для практикующих ветеринарных специалистов.

Инцидентность

Воспалительный процесс в МП у парнокопытных жвачных животных, и в частности у КРС, сравнительно редко выявляется в течение жизни и периода хозяйственного использования животных. В то же время при осмотре внутренних органов животных на пунктах убоя может быть обнаружена различная патология МП, в том числе цистит различной этиологии [9].

При осмотре внутренних органов КРС (п = 21 340), проведенном в 1987—1988 гг. на бойнях США и Канады, в 10,8 % случаев выявлены патологические изменения в МП. В осмотр были включены откормочный молодняк (п = 19 081), коровы (п = 840) и быки (п = 262). Наиболее часто регистрировали хронический цистит — у 2209 животных (10,4 %). У 994 животных (45 %) хронический воспалительный процесс сопровождался отложением минерализованных конкрементов на слизистой оболочке МП. У 685 (31 %) отмечены пролиферативные изменения в МП [9], и только у 456 животных (20 %) цистит протекал в неосложненной форме. Сопутству-ющая дилатация МП выявлена у 52 животных (2 %). Кроме перечисленных осложнений воспалительного процесса, у 15 животных (0,7 %) наблюдались гипертрофические изменения стенки МП, у 5 (0,2 %) — признаки эмфизематозного процесса, у 1 животного цистит выявлен на фоне общего симп-томокомплекса ХГКРС [9]. Интересно отметить, что острая форма цистита в этом исследовании была выявлена лишь у 19 животных (0,09 %). Из осмотренных животных с острой формой цистита воспалительный процесс в МП у 9 протекал по фибринозному типу, у 3 — по геморрагическому, у 7 — по типу гнойного воспаления.

В другом исследовании [24], проведенном в 2011 г. на территории Индии, при гистологическом анализе спонтанно отобранных 236 МП у КРС и буйволов в 44 (18,64 %) выявлены признаки острой формы вос-палительного процесса. Острый цистит в этих случаях часто сопровождался геморрагическими повреждениями и присутствием уролитов в полости МП. В 74 (31,35 %) МП отмечены признаки хронического воспалительного процесса, проявляющиеся лим-фоцитарной и плазмоклеточной инфильтрацией, образованием фолликулов, нодулярной или ацинарной гиперплазией. В остальных 118 (50 %) образцах патологические изменения отсутствовали. При выборочном ПЦР исследовании 25 МП, имеющих признаки воспалительного процесса, на присутствие ВПКРС в 17 (68 %) был получен положительный результат. Авторы подчеркивают возможную взаимосвязь ин-фицирования этим вирусным агентом, известным в качестве одного из вероятных этиологических факторов ХГКРС, и развитием воспалительного процесса в МП КРС.

Этиология

Инфекционный цистит. Первые исследования, в которых была предпринята попытка идентифицировать патогенные микроорганизмы в качестве этиологического фактора цистита инфекционной этиологии и пиелонефрита у КРС, проведены в начале прошлого века [11]. Авторам удалось выделить из тканей почки и МП микроорганизмы рода стрептококков, однако их патогенность на лабораторных животных не была подтверждена. Тем не менее трансуретральное введение культуры выделенных микроорганизмов в МП коров приводило к развитию в нем воспалительного процесса.

Современные исследования выявили ряд микроорганизмов, патогенных для мочевыводящих путей КРС и способных вызывать развитие инфекционного процесса, в том числе цистит и пиелонефрит [10, 17, 19, 22, 28, 29].

В работе I. Yeruhama et al. [29] приведено клиническое, бактериологическое и эпидемиологическое описание микроорганизмов, выделенных из образцов кро-ви и мочи 36 животных с диагнозом ИМП. Клиническая картина заболевания включала в себя угнетение, атрофию скелетных мышц, учащенное мочеиспускание, снижение аппетита и молочной продуктивности. Наиболее часто в изученных образцах встречалась Е. coli. Также были выделены С. renale, а-гемолити-ческие стрептококки, Proteus spp., Pseudomonas aerug-inosa, Klebsiella spp.

Представители рода коринебактерий довольно часто указываются в качестве потенциальных патогенных агентов, вызывающих развитие ИМП и цистит у КРС [10; 17, 28]. В частности, высокая патогенность отмечена для Corynebacterium renale, С. pilosum и С. cystitidis [28]. Установлено, что хроническая инфекция мочевыводящих путей КРС С. renale приводит к развитию цистита с последующей гиперплазией стенки МП [17]. Внутрибрюшинное введение лабораторным мышам культуры С. renale, выделенной из мочи КРС с ИМП, приводит к развитию гло-мерулонефрита в течение 48 ч после инъекции [10].

Криптоспоридиоз у телят, возбудителем которого являются кокцидии рода Cryptosporidium, в частности С. parvum, вызывает не только нарушение функций пищеварительного тракта, но и повреждение по-чек и МП. Одной из первых работ, в которой упоминается острый геморрагический и гнойный цистит у 8-месячной телки, больной криптоспоридиозом, является статья RJ. Panciera [20]. Автор отмечает также развитие у этого животного некротических изменений канальцевого аппарата почек.

Энзоотическая злокачественная катаральная горячка КРС, характеризующаяся высоким уровнем летальности и быстрым нарастанием клинической симптоматики, проявляется признаками острого геморрагического цистита, язвенным дифтеритичес-ким энтероколитом, артериитом и флебитом [19, 22]. Авторами установлено, что этиологическим фактором заболевания может служить как вирус герпеса КРС 3-го типа, так и ВГО 2-го типа.

Неинфекционный цистит. Довольно распространенной причиной цистита неинфекционной этиологии у КРС служит поедание ядовитых растений, оказывающих раздражающее действие на мочевы-водящие пути. В частности, в 1998—2000 гг. в период пастбищного дефицита зеленой массы на терри-тории Израиля произошло отравление животных кустарником ладанника шалфеелистного (Cistus salvifolius). Клинические симптомы интоксикации включали в себя прогрессирующее истощение, апатию, потерю аппетита, запоры, дизурию, дилатацию и воспаление МП, а также нефроз. В крови забо-левших животных увеличилось содержание креа-тинина, активности АсАТ, КФК, ЛДГ и снижение активности ЩФ, количества общего белка и альбумина, калия, натрия и хлора. Основные патолого-анатомические изменения внутренних органов — пиелонефрит, тяжелая форма цистита с развитием пролиферативных изменений в МП и утолщением его стенки.

Одна из причин ХГКРС — хроническая инток-сикация при систематическом поедании животными некоторых видов папоротника, в частности папоротника орляка обыкновенного [Pteiidium spp). Это заболевание является эндемичным для целого ряда стран Европы, Азии и Америки [5, 21, 24], характеризуется перемежающей гематурией, развитием хронического воспалительного процесса в МП и неопластическими процессами в его стенке. Основное токсичное соединение, содержащееся в папоротнике орляке, —птаквиклозид (Ptaquiloside), впервые выделенный из него в 1983 г. [8]. Показано, что это соединение обладает выраженными генотоксичными, мутагенными, кластогенными и канцерогенными свойствами [13]. Причем в различных регионах мира кон-центрация птаквиклозида в папоротниках различна и может составлять в высушенных листьях не более 0,1...0,6 % [13].

Уровень и качество минерального питания КРС также является фактором, обеспечивающим поддержание гомеостаза как всего организма, так и органов мочевыводящей системы. В исследовании, проведенном в течение 180 дней на 46 первотелках после отела, было изучено влияние хелатированных микроэлементов в комплексе с аминокислотами в качестве добавок в рацион (сравнивали с обычным минеральным премиксом) [3]. В обоих случаях добавки содержали медь, марганец, цинк, магний и калий. В результате в группе животных, получавших микроэлементы в хелатированном виде, общий сбор молока содержал на 9,3 % больше молочного жира, а продолжительность сервис-периода значительно сократилась (89 дней против 130,5 дней у животных, получавших обычный минеральный пре-микс). У телок, получавших хелатированные мик-роэлементы, зарегистрированная инцидентность развития цистита была на 27 % ниже (8 случаев заболевания против 11).

Диагностика

Вопросам прижизненной диагностики воспалительных процессов в органах мочевыводящей системы КРС посвящено сравнительно небольшое число работ. Из методов лабораторной диагностики некоторые авторы предлагают экспресс-анализ мочи с помощью тест-полосок (Multistix 10 SG производства компании Bayer AG) [1]. С помощью этого метода авторами на бо-енских предприятиях Нигерии проведено масштабное исследование мочи КРС (п = 135). В результате установлены существенные отклонения от референсных значений по ряду показателей: рН — на 10,4 %, глюкозы — на 3,7 %, билирубина — на 15,6 %, удельного веса мочи — на 27,4 %, эритроцитов — на 11,1 %, белка — на 30,4 %, уробилиногена — на 1,5 %, нитритов — на 14,1 %, лейкоцитов — на 13,3 % и кетоновых тел — на 20 %. На основании полученных результатов авторы рекомендуют использовать этот метод в качестве первой линии диагностики, позволяющей выявить заболевания органов мочевыводящей системы на ранних сроках.

Из современных методов визуальной диагностики в клинической практике все более широкое распространение получают эндоскопические методы, в частности цистоскопия [7]. Автор, основываясь на результатах освидетельствования 23 коров, из которых у трех имелись симптомы ИМП, провел цистоскопию и бактериологическое исследование мочи. Бактериологический анализ культуры мочи показал присутствие инфекции Corynebacterium renale и Е. coli у 18 коров, у остальных 5 животных результаты были отрицательными. При цистоскопии у 2 животных был диагностирован катаральный цистит, у 5 — геморрагическое воспаление МП, у 13 — воспалительный процесс в МП по фибринозному, гнойному или геморрагическому типу. У трех животных патологические изменения слизистой оболочки МП выявлены не были. Таким образом, цис-тоскопия облегчает диагностику посредством прямой визуализации участков поражения слизистой оболочки МП и позволяет дать более точный диагноз и прогноз.

Варианты воспалительного процесса

В современной литературе описаны все возможные морфологические типы воспалительного процесса в МП КРС. В частности, имеются упоминания об эмфи-зематозном варианте цистита [2], а также о катаральной, гнойной, геморрагической и фибринозной форме воспалительного процесса [7, 23].

Внимание исследователей в значительной степени привлекают также многочисленные случаи доброкачественных новообразований в полости МП, сопровождающихся, как правило, хронической формой воспалительного процесса [15, 18, 26, 27].

В работе Wallace L.L et al. [27] рассматривается случай полипоидного цистита в комбинации с пиелонефритом у коровы, клинически проявляющийся симптомами гематурии и дизурией. До получения точного диагноза с помощью метода цистоскопии животное безуспешно лечили инъекциями пенициллина, витаминов группы В и изотонического раствора натрия хлорида. Авторы отмечают, что образование полипов в МП, вероятно, является следствием хронического воспалительного процесса и может приводить к развитию обструктив-ной уропатии.

В медицине человека экзофитные доброкачественные новообразования МП принято классифицировать на две основные категории с учетом их морфологического строения: папиллярную и полипоидную [32].

Комбинация этих двух типов, в форме папиллярно-по-липоидного цистита, достаточно редко встречается в медицинской урологической практике и до 1990 г. практически не упоминается в ветеринарной научной литературе [14]. Однако подобные случаи зарегистрированы у КРС. Авторы последней упомянутой работы [14] приводят информацию о телке шортгорнской породы двухлетнего возраста, поступившей в клинику с симптомами дизурии и поллакиурии, наблюдавшихся на протяжении 3 мес. В анамнезе пациента также упоминается безуспешная терапия триметоприм-сульфонамидом в течение пяти дней и отсутствие в рационе растений семейства папоротниковых. Физи-кальным осмотром существенных отклонений от нормы не выявлено, за исключением утолщения стенки МП с ректально пальпируемыми в его полости массами, прикрепленными к стенке органа, диаметром 2...3 см. Результаты рутинных клинических и биохимических анализов крови и мочи не превышали уровни ре-ференсных значений. Эндоскопически в полости МП были визуализированы множественные экзофитно из-мененные участки слизистой оболочки. Анализом би-опсийного материала выявлены признаки умеренной гиперплазии переходного эпителия и присутствие множественных агрегатов лимфоцитов в собственной пластинке МП. Никаких признаков злокачественности клеток не установлено. На основании гистологического исследования случай диагностирован как экзофитный гиперпластический лимфоцитарный цистит. Авторы отмечают, что у телки не отмечено признаков гематурии и образования микроабсцессов, наблюдаемых при полипоидном цистите у животных других видов, в частности у собак [12].

Относительно прогноза папиллярно-полипоидного цистита некоторыми авторами отмечается возможность спонтанной регрессии новообразований [6]. Не исключается также возможность развития злокачественного процесса, в частности ПКК, а также их ком-бинированного протекания [16].

Библиографию см. на сайте http://logospress.ru/site/340

Российский ветеринарный журнал №4 2012