Примерку подковы к расчищенному копыту и соответствующее исправление ее называют пригонкой подковы.

Пригонка подковы является одной из самых ответственных операций,    выполняемых при    подковывании,

Для правильного ее осуществления необходимо хорошо знать практику и теорию ковочного дела. Существует общепринятое правило — пригонять подкову к копыту, а не копыто к подкове. Пригонка считается правильной, когда отношение подковы к копыту отвечает следующим требованиям: подкова плотно прилегает к подошвенному краю на всем протяжении копытной стенки, причем в передней части подошвенной поверхности копыта она плотно прилегает к подошвенному краю роговой стенки, к белой линии и к наружному краю подошвы, а в задней части, где подошва расположена несколько выше, — только к подошвенному краю роговой стенки; все гвоздевые отверстия подковы находятся напротив белой линии; подкова выступает наружу за пределы подошвенного края роговой стенки в зацепной и боковых частях на 0,5—1 мм; в пяточных частях подкова выступает наружу за пределы копыта до 3—5 мм, что дает опору этой части копыта при его расширении; по своей длине подкова выступает за пределы пяточных углов на 10—15 мм и тем самым увеличивает площадь опоры сразу после подковывания и особенно в последующее время, когда отрастающий рог копыта тянет за собой подкову вперед.

Применяется два способа пригонки подков: холодный и горячий.

Холодный способ пригонки подков заключается в том, что окончательное исправление изготовленной подковы в каждом случае проводят без ее нагревания. Холодным способом можно подравнивать, сужать или расширять стандартные подковы. Для пригонки подковы без нагревания кузнец должен иметь хороший навык к обнаружению и устранению малейших неровностей на подошвенном крае копыта и верхней поверхности подковы.

Холодный способ пригонки подков применяется обычно в лагерных условиях, где нет возможности для нагрева подковы.

Горячий способ пригонки подковы состоит в том, что после расчистки копыта подобранную или изготовленную подкову соответствующего номера нагревают до темно-красного каления и прикладывают на 2—3 с к подошвенному краю копыта. При этом внимательно смотрят, соответствует ли форма подковы подошвенному  краю данного  копыта,  и  если  обнаруживаются какие-либо несоответствия, их сразу же устраняют путем исправления подковы на наковальне. Опытный кузнец обычно нагревает подкову для такой цели не более двух раз. Пользуясь горячим способом подгонки подковы, легко можно достичь плотного прилегания ее к копыту. Копытный рог является слабым проводником тепла, и как показали опыты, проведенные К. И. Кальнингом и С. П. Мамадышским, горячая пригонка полков при правильном ее проведении не отражается отрицательно на качестве копытного рога.

Неопытные кузнецы иногда нарушают правила горячей пригонки подков. С целью сжигания отросшего рога они прикладывают нагретую добела подкову к совсем не расчищенному копыту. При такой пригонке подковы копыто теряет влагу, что отрицательно отражается на прочности копытного рога.

 

Бурденюк А. Ф. и Кузнецов Г. С. "Ветеринарная ортопедия"