М.С. БОРИСОВ
МГАВМиБ им. К. И. Скрябина
Капсула сустава (суставная сумка) (capsula articularis)  соединяет эпифизарные концы костей, образуя полость сустава. Она состоит из наружного фиброзного слоя (stratum fibrosum), внутреннего синовиального слоя (stratum sinoviale) и третьего субсиновиального слоя (stratum subsinoviale).
Субсиновиальный слой до настоящего времени изучен мало. А.И. Гладштейн (1977  1982) описаны цитологический и биохимический состав синовиальной жидкости суставов у человека и показано, что лимфоидноретикулярные клетки и биохимические элементы в виде ионной структуры поступают через микропоры в синовиальной оболочке в суставную щель.
В.Н. Павлова (1980) изучала функцию субсиновиального и синовиального слоев капсулы сустава у кроликов. Основную роль в образовании тканевых и лимфоидных клеток осуществляет субсиновиальный слой, он же является ультрафильтратом поступающим к клеткам и химическим элементам из кровяного русла. Эпителий синовиальной оболочки образует эпителиальные клетки  синовиоциты. Биохимически и радиоавтографически определен синтез в синовиоцитах гиалуроната из его предшественников, накопление глюкозамина в зоне Гольджи, транспортирование их к апикальной поверхности клетки и поступление в суставную щель.
Нашими исследованиями (М.С. Борисов, 1971  1979, 1981  2007) подтверждаются мнения ученых, что синовиальная жидкость в нормальных суставах образуется и постоянно пополняется за счет веществ, транссудирующих из крови, и активной секреции клеток покровного слоя синовиальной оболочки. В процессе транссудации в нее поступают вода, электролиты, белки и др. Интенсивность этих процессов обеспечивается структурными особенностями, являющимися источником образования синовиальной жидкости в суставе.
Механизм образования синовиальной жидкости в суставах до настоящего времени изучен недостаточно. Большинство исследователей считают, что аминокислотный состав ее аналогичен таковому сыворотки крови.
Содержание общего белка в синовиальной жидкости в норме определяли на рефрактометре РЛУ (у крупного рогатого скота 0,6  1,08 г%, у лошадей 0,75  1,27, у собак 0,63  1,30 г%), белковые фракции  методом электрофореза на бумаге с использованием мединалвероналового буфера на аппарате марки "Карл Цейс" (Иена, ГДР) (М.С. Борисов, 1970  1980).
У крупного рогатого скота содержание альбуминов составляет 53 %, альфа, бета и гаммаглобулинов  соответственно 8,0; 9,9 и 29 ,1%.
В среднем у крупного рогатого скота, овец, собак на долю альбуминов приходится 48  54 %, глобулинов  альфа (1,2 иЗ)11 13, бета (1 и 2) 13 15 и гамма 2125%.
Реакция синовиальной жидкости слабощелочная. Так, рН у крупного рогатого скота 7,4  7,66, у лошадей  7,6  7,9, у собак  7,4  7,7.
В 1 мм3 синовии здоровых животных в среднем содержится 100  300 лейкоцитов и 50  200 эритроцитов.
Синовия у животных прозрачная, бесцветная, вязкая (клейкая, тягучая). У старых животных (крупный рогатый скот, лошади) она имеет слабый желтоватый оттенок вследствие образования пигмента липофусцина. В нормальных суставах синовии содержится немного, наибольшая масса скапливается по периферии полости сустава и его синовиальных выворотах.
 
Биохимический и морфологический состав синовиальной жидкости зависит не только от вида и возраста животного, но и от условий содержания, кормления и эксплуатации. В нее входят гиалуроновая и оксипролиновая кислоты. В функциональном отношении роль синовии велика и разнообразна. Посредством притока активно заряженных ионов она питает гиалиновый хрящ сустава, при этом ослабленные заряженные ионы, потерявшие энергию, "уходят" вместе с другими продуктами метаболизма. Нами измерен биоэлектрический потенциал тканей в области коленного сустава у собак. В норме он составлял 0,01  0,02 мА, при остром воспалении повышался до 0,03  0,04 мА.
Смазывая суставные поверхности хрящей, синовиальную оболочку, синовия обеспечивает гладкое и легкое скольжение в суставе, смягчает удары и толчки. Она защищает хрящ от вредного воздействия кислых метаболитов, способствует растворению отторгнувшихся ворсинок, слущенного эпителия синовиальной оболочки, обладает большим противодействием к микрофлоре в суставе. В основном развитию микрофлоры препятствуют гиалуроновая кислота, мукополисахариды, защитный (иммунный) белок, выделяемый лимфоидноретикулярными клетками. Большим фагоцитозом обладают ретикулярные и плазматические клетки, особенно макрофаги ретикулярного происхождения. Мы часто выявляли нахождение нейтрофилов в макрофагах, из чего можно сделать вывод, что в нормальные суставы организм их" не пропускает вследствие наличия гематосиновиального барьера в субсиновиальном слое.
При повреждении тканей сустава и развитии воспалительного процесса тканевые клетки исчезают (ответная нейрогуморальная реакция на раздражение), а появляются более активные клетки из кровяного русла  нейтрофилы (рис. 1), которые интенсивно проявляют фагоцитоз и выделение защитного белка. Значительно увеличивается количество эритроцитов до 3000  4000 в 1 мм3, приносящих кислород для окислительновосстановительных процессов. Во время развития воспаления в тканях сустава значительно увеличивается количество глобулинов при уменьшении альбуминов, что указывает на повышение иммунных свойств защитного белка. Общее число лейкоцитов возрастает до 3500 4500 в 1 мм3. При нормализации тканей в мазках синовиальной жидкости нейтрофилы не обнаруживали (рис. 2), появлялись тканевые клетки лимфоидноретикулярного происхождения. В начале клинического выздоровления животных и нормализации тканей сустава наблюдали единичные макрофаги, фибробласты, при полном выздоровлении последние отсутствовали.
Суставные концы костей покрыты гиалиновым хрящом. У молодых животных он блестящий с голубоватым оттенком, на рентгенограмме просматривается утолщенным в 1,5  2 раза в сравнении с таковым взрослых животных. У старых особей, особенно у крупного рогатого скота и лошадей, он имеет желтоватый оттенок вследствие образовавшегося пигмента липофусцина. Со стороны полости сустава в хряще нет сосудов и рецепторов. В надхрящнице, в месте прикрепления хряща к кости, просматривается значительная сеть мелких кровеносных сосудов и их рецепторов. Гиалиновый хрящ сустава обладает большой эластичностью и упругостью, смягчает сдавливание, удары при поворотах, беге, прыжках, в связи с чем животные не ощущают болей в костях. Он содержит до 70  80 % воды, 0,5 0,8 % натрия, большое количество серы  до 3  5 %, меньше цинка, кальция, фосфора, меди, кобальта и др., на что указывают исследования методом жидкостной хроматографии. При разрушении хряща вследствие патологических процессов происходит восстановление дефекта только за счет волокнистого хряща и фиброзной соединительной ткани.
В наших многолетних исследованиях не наблюдали наличия клеток гиалинового хряща в синовиальной жидкости при асептических острых (рН 7,1  7,2) и хронических (рН 7,25  7,32) воспалительных процессах (синовитах). При наличии узуров (обнаженных костных участков) всегда обнаруживали повреждения в надхрящнице, что указывало на течение артрозов вследствие нарушения обменных процессов в организме. При этом в мазках синовиальной жидкости наблюдали клетки гиалинового хряща. Они постоянно определялись при гнойных синовитах и артритах.
На основании результатов длительных наблюдений предполагаем, что хронические воспалительные процессы в суставах возникают в связи с нарушением функции спинного мозга и его нервных стволов, обеспечивающих иннервацию конечностей, а также изменениями в нейрогуморальной гипофизогипоталамоэпифизарнокортикальной системе, особенно при дефиците йода при нарушении функции щитовидной железы.
 
Заключение. Изученные нами физиологические и функциональные особенности тканей сустава в норме и при патологических процессах позволяют уточнять патогенез при развитии болезней и определение диагноза с учетом кормления, содержания животных, состояния нейрогуморальной системы, функции спинного мозга и его нервных стволов.