Печать
Категория: Заразные заболевания

B.B. СЕЛИВЕРСТОВ, Н.К. БУКОВА
ФГУ "Всероссийский государственный Центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов» (ФГУ ВГНКИ)

В.А. ВЕДЕРНИКОВ, И.В. БАЛАНДИНА
ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии им. ЯР. Коваленко»(ВИЭВ)

В.А. ГАВРИЛОВ
ФГОУ ВПО "Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К. И. Скрябина»

Л.Ю.АБРАМОВА
Россельхознадзор

А. Г. РОМАНОВ
ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский и технологический институт биологической промышленности" (ВНИТИБП}.

Сибирская язва - уникальная инфекционная болезнь животных и человека. Однажды возникнув а какой-либо местности, она может «укореняться", сохраняя на многие десятилетия угрозу повторных вспышек.

Наибольшую опасность представляет больное сибирской язвой животное, выделяющее возбудителя болезни во внешнюю среду, обеспечивая этим развитие и существование эпизоотической цепи

Огромную опасность представляют места гибели или захоронения павших от сибирской язвы животных. С 1953 года на территории Российской Федерации запрещено захоронение трупов животных, павших от заболевания сибирской язвой.

Трупы таких животных и сопутствующие отходы (подстилка, деревянные изделия, остатки грубых кормоа) сжигают. На месте содержания или гибели больного животного обязательно проводится комплекс ветеринарно-санитарных мероприятий {механическая очистка, дезинфекция, замена деревянных конструкций, удаление грунта и т.д.}, по завершении которых осуществляется лабораторный контроль за качеством выполненных работ.

Однако остались места захоронения животных, павших от сибирской язвы в XIX- начале XX столетия. Спорами возбудителя сибирской язвы были контаминированы обширные территории выпасов и прогонов животных.

Достоверно известно, что учет сибиреязвенных захоронений велся еще с древних времен, а документы учета хранились в архивах бессрочно. Надо заметить, что такие архивы должны храниться вечно, поскольку «вечна» спора сибирской язвы,

Проведение реорганизации органов местного самоуправления. Государственной ветеринарной службы, изменение форм собственности и порядка ведения хозяйственной деятельности а сфере животноводства и землепользования в последние 10-15 лет в большинстве районов Российской Федерации привело к значительному снижению внимания к содержанию и ведению учета сибиреязвенных захоронений, а также сохранности архивных документов.

В Российском кадастре, составленном на основании данных за более чем 100 лет, числится 35580 неблагополучных пунктов {деревни, села, города), в которых более 70000 раз возникали вспышки сибирской язвы животных.

Эти данные, однако, нельзя считать полностью соответствующими действительности, так как за давностью лет многие случаи падежа животных были забыты, а места захоронения не учитывались. На полноте учета сказался как факт исчезновения множества деревень в российской глубинке, так и отсутствие должного архивного хранения отчетных документов. Так, эпизоотический анализ архивных материалов Смоленской области позволил Целуевой Н.И. провести учет эпизоотических очагов сибирской язвы за периоде 1874 по 1981 гг. (последний случай регистрации болезни в Смоленской области). За 107 лет в 1193 неблагополучных пунктах зарегистрировано 1386 вспышек сибирской язвы.

Известно, что эпизоотологический надзор за сибирской язвой нельзя обеспечить при отсутствии полного кадастра неблагополучных пунктов и точного топографического обозначения на местности места гибели заболевших животных и места захоронения сибиреязвенных трупов. 8 Смоленской области первая попытка его составления по указанию Главветупр МСХ СССР была предпринята Управлением ветеринарии Смоленской области е 1972 г. Сразу же стал очевидным серьезный недостаток документа, так как 226 деревень из числа первоначально учтенных в качестве неблагополучных пунктов по сибирской язве, уже не существовало.

В 1997 г. состоялось повторное уточнение кадастра. Оно показало, что прекратили свое существование еще 132 деревни, входившие в перечень неблагополучных. В 2002 г. при проведении Всероссийской переписи населения выяснили, что за 5 последних лет «исчезли» еще 206 неблагополучных деревень (пунктов). Таким образом, в настоящее время в области действительно существует только 631 населенный пункт из 1193, первоначально включенных в кадастр как стационарно неблагополучные по сибирской язве.

В 2003 г. Генеральной прокуратурой Уральского федерального округа была проведена проверка работы органов Госветнадзора по защите населения от особо опасных инфекций. Результаты, полученные от областных Управлений прокуратуры, свидетельствовали, что сотни скотомогильников, где ранее были захоронены сибиреязвенные трупы, не огорожены, заброшены, а иногда не обозначены на эпизоотических картах.

Всего на территории Уральского округа, поданным прокурорского надзора, находится 1659 известных скотомогильников, и только 189 из них отвечают требованиям «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов». Фактически 1288 так называемых стационарно неблагополучных пунктов по сибирской язве являются бесхозными.

В тексте Федерального закона -Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятого Государственной думой 16 сентября 2003 г., не прописано участие органов муниципального образования (районное или сельское поселение) в организации и проведении ветеринарно-санитарных мероприятий по защите животных от особо опасных и социально значимых болезней животных, об их ответственности за благоустройство и эксплуатацию скотомогильников и биотермических ям, а это является составной частью мероприятий по обеспечению биологической безопасности и предупреждения биотерроризма на территории Российской Федерации в рамках муниципального образования.

Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным ветеринарным инспектором и заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 04 декабря 1995 г. и зарегистрированными в Минюсте РФ 05 января 1996 г. за № 1005, указаны требования к сбору, утилизации и уничтожению трупов животных, а также биологических отходов, порядок размещения и эксплуатации скотомогильников и биотермических ям. определен орган государственного надзора за выполнением этих требований.

В пункте 6.1 вышеназванных правил указано, что скотомогильники и биотермические ямы. принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет, остальные являются объектами муниципальной собственности.

Верховным судом РФ от 13.06.2006 г. Ns RAC06-193 по отношению к действующим Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов было принято решение признать недействительным содержащееся в пункте 6.1 положение, в соответствии с которым скотомогильники и биотермические ямы, не принадлежащие организациям, являются объектами муниципальной собственности.

В результате того, что в Федеральном законе о местном самоуправлении отсутствует законодательная база, обязывающая территориальные муниципальные образования нести ответственность за состояние мест захоронения животных, павших вследствие их заболевания особо опасными болезнями, общими для человека и животных, Верховный суд Российской Федерации принял решение признать не действующим пункт 6.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Вследствие реорганизации сельскохозяйственного производства существующие скотомогильники, биотермические ямы, а также места, где ранее были захоронены трупы животных, павших от сибирской язвы, стали бесхозными.

Ранее, до принятия Федерального закона о муниципальном самоуправлении, этой проблемой занимались органы районной и сельской исполнительной власти, которые своими решениями обязывали хозяйствующие субъекты (совхозы и колхозы) заниматься обустройством действующих скотомогильников и биотермических ям и поддерживать в надлежащем состоянии «места» захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы. При этом Государственная ветеринарная служба осуществляла надзор за выполнением хозяйствующими субъектами правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и за состоянием и обустройством скотомогильников и биометрических ям.

В настоящий момент надзорные функции законодательно закреплены за Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а функции по благоустройству и содержанию биологических сооружений повышенной опасности, расположенных на территории муниципального образования, ни одним нормативноправовым документом не определены.

В этой связи, учитывая особую значимость вопросов биологической безопасности и биотерроризма, которые постоянно находятся на контроле Правительства Российской Федерации, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в силу своих должностных обязанностей обратилась с просьбой (письмо № ФС-СД-2/20 от 10.01.2007 г.) к руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по составлению перечня сибиреязвенных скотомогильников, обустройству существующих, в том числе сибиреязвенных скотомогильников, поддержанию их в надлежащем состоянии, строительству достаточного количества биотермических ям и предприятий по утилизации биологических отходов на территории Российской Федерации.

Письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору № ФС-СД - 2/451 от 23.01.2007 г. обязало территориальные управления Россельхознадзора в срок до 10.04.2007 г. провести комплексную проверку выполнения ветеринарно-санитарных мероприятий Ветеринарной службой субъекта Российской Федерации, направленных на обеспечение эпизоотического благополучия по заразным болезням, в том числе общим для человека и животных.

В любой производственно-хозяйственной деятельности организаций, предприятий, учреждений различных форм собственности не бывает безысходных ситуаций, всегда присутствует возможность решения поставленной задачи.

В качестве положительного примера принятия решений по учету, обустройству и определению балансодержателя существующих скотомогильников и биотермических ям следует считать опыт работы территориального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, прокуратуры и судебных органов Саратовской области.

Территориальным управлением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора по Саратовской области собрана и систематизирована информация по учету, санитарному состоянию и о владельцах скотомогильников и ям Беккари, о чем была проинформирована прокуратура Саратовской области.

Учитывая отсутствие в тексте Федерального закона статьи, определяющей деятельность муниципального самоуправления в области ветеринарии и наличие изменений в Ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, прокуратура и судебные органы Саратовской области, в соответствии с действующим правовым полем, нашли решение вопроса учета, обустройства и владения местами захоронения трупов животных и других биологических отходов, согласуясь со ст. 45. 56 и 225 ГПК РФ, а также со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Положением о принятии на учет бесхозных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. №580.

Следовательно, органы местного самоуправления имеют право и должны в добровольном порядке провести регистрацию бесхозного недвижимого имущества в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае, если администрация муниципального района не выполнила этих действий, то, руководствуясь ст. 56, 196. 254-258 ГПК РФ. суд своим решением может обязать ответчика принять меры по решению вопроса регистрации бесхозного недвижимого имущества, расположенного на административной территории.

В этой связи безотлагательного решения требуют вопросы, связанные:

-   с учетом, оценкой ветеринарно-санитарного состояния и биологической опасности мест захоронения сибиреязвенных трупов, мест выпаса и прогона животных, больных и подозреваемых в заболевании сибирской язвой, то есть уточнением кадастра неблагополучных пунктов;

-   определением хозяйственной принадлежности (балансодержателя) законсервированных и действующих скотомогильников и биотермических ям;

-   пересмотром традиционно сложившейся привязки неблагополучия по сибирской язве к расположению населенного пункта, так как с лица земли исчезли десятки тысяч деревень, неоднократно менялось административно-территориальное деление практически каждой  республики, края, области;

-   необходимостью использования топографических способов обозначения на местности опасных биологических обьектов, в том числе с определением географических координат.

Для решения этих вопросов необходимо срочно приступить к пересмотру существующего кадастра пунктов, неблагополучных по сибирской язве, а также разработке Федеральной программы по проведению ветеринарно-санитарных мероприятий, направленных на недопущение массового заболевания сибирской язвой людей и животных, и порядка ввода в хозяйственный оборот территорий «моровых полей- и мест, где ранее были проведены захоронения животных, павших от сибирской язвы.

журнал "Ветеринарная медицина" № 1, апрель 2007