опухолеродные вирусы, онкогенные вирусы, РНК -и ДНК-содержащие вирусы, вызывающие опухоли.

РНК-содержащие онкогенные вирусы, или онкорнавирусы, — многочисленная группа вирусов (описано более 100 штаммов у различных животных), среди которых имеются онкогенные и неонкогенные типы, включена в сем. Retraviridae (вирусы, содержащие обратную транскриптазу) и составляет подсемейство Oncornavirinae. Геном онкорнавирусов птиц и млекопитающих построен по одному типу. Он является димером, состоящим из двух одинаковых молекул РНК. В нём обнаружено 4 гена. Подсемейство Oncornavirinae подразделяют на роды Oncornavirus A, Oncornavirus В, Oncornavirus C (делится на подроды: Oncornavirus C avian, Oncornavirus C mammal, Oncornavirus C reptiles), а также род кандидаты в Oncornavirus D. К подроду Oncornavirus mammal относится вирус бычьего лейкоза (онкогенность установлена для ягнят). Последние данные указывают, что этот вирус — экзогенный инфекционный вирус, получаемый крупным рогатым скотом (от каких животных не установлено).

В группу ДНК-содержащих онкогенных вирусов входят обезьяний вакуолизирующий вирус 40 (ОВ‑40), вирус полиомы из группы паповавирусов, онкогенные типы аденовирусов и вирусы из группы герпесвирусов. Среди аденовирусов, которые почти всегда в форме латентной инфекции пребывают в организме человека, животных, в том числе птиц, обнаружены серотипы, обладающие способностью вызывать злокачественные новообразования у лабораторных животных или трансформировать клетки in vitro. Такие свойства обнаружены у 21 типа человеческих аденовирусов, 10 обезьяньих, двух крупного рогатого скота и по одному типу у собак и птиц. Онкогенность этих вирусов для своих естественных хозяев не установлена. Однако в некоторых опухолях человека удалось обнаружить аденовирусспецифические опухолевые антигены и образовавшиеся к ним антитела, которые после удаления опухоли исчезают. Не исключено, что эти вирусы могут участвовать в качестве одного из факторов в естественном канцерогенезе. Ген (или гены), ответственный за злокачественную трансформацию, расположен в участке, соответствующем 5% левого конца вирусной ДНК. В группу онкогенных герпесвирусов входят: вирус Люкке, вызывающий карциному почек леопардовых лягушек; вирус Марека болезни; вирус Эпштейна —Барр (ВЭБ). Кроме того, к этой группе относятся герпесвирусы, выделенные от обезьян видов Saimiri scirens и Ateles geofrogii, вызывающие лимфопролиферативные заболевания у других видов обезьян. В отличие от онкорнавирусов, паповавирусов и аденовирусов, интеграция генома герпесвирусов в клетке происходит без ковалентных связей между вирусной и клеточной ДНК.